^

Текущее время: 19 мар 2024, 13:46 Расширенный поиск

ТАЙНА КЛАДА СТЕНЬКИ РАЗИНА

истории, байки, сказки, рассказы о кладоискательстве

ТАЙНА КЛАДА СТЕНЬКИ РАЗИНА

Сообщение Алекс » 21 янв 2013, 14:28

Клад, спрятанный в землю, не просто монеты и драгоценности. Как только клад зарыли -- над ним, по поверью, образуются незримые охранные силы. Поэтому обычно "богатства" кладутся под зарок, т. е. его владелец, перед тем как спрятать сокровища, произносит или пишет на бумаге некую фразу, которая должна предопределить дальнейшую судьбу драгоценностей. Зарок содержит информацию о том, кто, когда и при каких условиях сможет овладеть этим кладом. Когда у спрятанных сокровищ кончается срок зарока, а они еще не нашли хозяина, клад становится бродячим и сам обнаруживает место своего пребывания. Бывает, что клады, особенно в нашем столетии, прячут совсем без зарока. Такие сокровища также ищут сами себе хозяина и сами даются ему в руки. Существуют и такие клады, овладеть которыми невозможно совсем...

Первый, персидский, поход казацкого атамана Стеньки Разина начался весной 1667 года. Тогда он с полутора тысячами донской голытьбы отправился в дальние края, на Каспий, с главной целью: "пуститься за зипунами", то есть награбить побольше добра и с богатыми трофеями вернуться на Дон. "Ой вы, ребятушки, вы, братцы, голь несчастная, вы поедемте, ребята, в сине море гулять, корабли с товарами на море разбивать, а купцов да богатеев в синем море потоплять". Так в народной песне обращался Разин к своим товарищам.

На легких судах-стругах разинцы спустились вниз по Волге. Лихой клич казаков: "Мы веслом махнем -- караван собьем" -- оправдался у Царицына, где они взяли на абордаж торговые суда, груженные разными товарами. А когда огромный отряд Разина достиг Персии, здесь его ждали и вовсе сказочные богатства.

Удалая дружина опустошала дворцы шаха и склады персидских купцов, "обирала до нитки" дома местных богачей. Были даже взяты чистокровные скакуны из конюшен персидского шаха.

Завалив доверху дорогими товарами и драгоценностями свои суда, казаки направились к родным берегам. Весть о необычайно богатой добыче и храбрости донцов неслась впереди них. Один иностранец, видевший разинцев в Астрахани, писал: "Казаки были одеты, как короли, в шелк, бархат и дорогие одежды, затканные золотом". Другой вспоминал, что когда Разин "ходил по улицам, то бросал в народ золотые и другие награбленные им монеты, и оттого народ встречал его приветливыми криками". Астраханскому наместнику Разин щедро пожаловал баснословной цены соболью шубу, а воеводе -- "кучу бесценных вещей, в особенности жемчугов, прекрасных конских сбруй, усыпанных янтарем и бирюзой, а также большое количество золота и серебра".

На Дон разинцы возвратились со славой и богатством. Но долго здесь атаман не задержался и снова со своим огромным войском двинулся к Волге. Взяли Царицын и Астрахань. Немало добра забрали у бояр, купцов и в богатых дворянских имениях.

Конечно, Разин не мог не думать о будущем, о том, как, например, обеспечить дальнейшее существование своей "ватаге". А потому награбленным золотом и драгоценностями набивал секретные пещеры и потайные ходы...


Как известно, восстание было подавлено в 1671 году. Степан Разин и его брат Фрол были взяты в плен и под усиленной охраной доставлены в Москву. Их жестоко пытали в застенках по приказу Тайных дел: били плетьми, поднимали на дыбу, жгли раскаленным железом, стараясь в первую очередь выведать, где спрятана казна восставших, золото и серебро. Считалось, что одного помещичьего добра схоронил Разин в своих тайниках на 10 миллионов рублей золотом. Однако ни на дыбе, ни под клещами тайны своей атаман так и не выдал. Разина казнили на Красной площади четвертованием.

В июне 1671 года в Гамбурге вышла газета "Северный Меркурий". В ней была помещена корреспонденция английского купца Томаса Хебдона, находящегося в Москве. Как очевидец он подробно описал казнь Степана Разина.

Хебдон писал: "По всему миру уже разнеслась весть о том, как мятежник Степан Разин год назад стал главарем множества казаков и татар, как он захватил город Астрахань и все Астраханское царство, совершил разные другие тиранства и как, наконец, он всячески стремился привлечь на свою сторону донских казаков, чтобы нанести сильный удар по Москве. Следует знать, что упомянутые донские казаки сделали вид, будто они с ним согласны. Однако поступили так из хитрости, дабы поймать лису в ловушку. Выведав, что Разин со своим братом остановился в убежище, где он ничего не опасался, казаки напали на него и захватили с братом в плен. В прошлую пятницу тысяча мушкетеров-стрельцов доставили его сюда, и сегодня, за два часа до того, как я это пишу, он был наказан по заслугам. Его поставили на специально сколоченную по такому случаю повозку -- семи футов вышиной. Там Разин стоял так, что все люди -- а их собралось более ста тысяч -- могли его видеть.

На повозке была сооружена виселица, под которой стоял, пока его везли к месту казни. В середине виселицы была прибита доска, которая поддерживала его голову; руки были растянуты в стороны и прибиты к краям повозки, из них текла кровь. Брат его тоже был в оковах на руках и ногах, и его руки были прикованы к повозке, за которой он должен был идти. Фрол казался очень оробевшим, так что главарь мятежников его подбадривал: "Ты ведь знаешь, мы затеяли такое, что и при еще больших успехах мы не могли ожидать лучшего конца". Этот Разин, как было видно, совсем не боялся смерти.

Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью.

Сперва ему отрубили руки, потом ноги и, наконец, голову. Эти пять частей тела насадили на пять кольев. Туловище вечером было выброшено псам. После Разина был казнен еще один мятежник, а завтра должен быть казнен также его брат.

Это я пишу в спешке, 6 июня (по старому стилю) 1671 года".

И вот тут-то, после казни Степана Разина на Красной площади, начинается интересное и загадочное действо. После того, как палач разделался с Разиным и подручные поволокли на плаху его брата, Фрола Тимофеевича, тот вдруг срывающимся от натуги голосом крикнул: "Слово и дело государево!" И сказал, что знает тайну кладов Разина. Казнь была отсрочена.

По свидетельству очевидца -- иностранца Конрада Штуртцфлейша -- уже превращенный в кровавый обрубок Степан Разин вдруг ожил и прошипел: "Молчи, собака!" Это были последние слова Разина.

Фрола Разина уже через два дня жестоко пытали в Константино-Еленинской башне Кремля. О всех показаниях немедленно докладывали царю Алексею Михайловичу, который проявил большой интерес к кладам Степана.

Весть о том, что во время казни на Красной площади брат Степана Разина крикнул: "Слово и дело государево" и что царь хочет выведать у него места кладов, быстро распространилась среди московского люда, а затем и по всей России. Скоро возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о его заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на берегах Волги...

Пытались ли разыскать разинские клады в то время, неизвестно. Первая же попытка, описанная в документах, относится лишь к 1893 году. Тогда ротмистр Гатчинского полка Ящеров предпринял поиски в Нижегородской губернии, в четырех из двенадцати становищ разинцев по реке Алатырь.

Ротмистр решил попытать счастья и начал хлопотать в Петербурге о разрешении заняться кладоискательством. Разрешение от Императорской археологической комиссии ему было дано, и поздней осенью Ящеров с помощниками отправился на Волгу.

Увы, поиски ничего не принесли. Вскоре настала зима, и работу пришлось отложить до лета. Тем временем местная полиция получила сведения о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловки на глубине сорока метров обнаружено просторное подземелье с прочными дубовыми дверьми, запертыми железными засовами и замками. Подземелье, видимо, имело вентиляционную трубу. В эту трубу и провалилась задними ногами лошадь во время пашни. Образовалось отверстие размером в обыкновенное колесо. Нашлись двое смельчаков, спустившихся туда на веревке. Первого вытащили онемевшим от ужаса. В ту же ночь он скончался. Другой, местный псаломщик, пробыл в подземелье несколько минут и также натерпелся страха. Он-то и сообщил о виденных там дверях...

Только в 1904 году ротмистр Ящеров, теперь уже отставной, снова занялся поисками разинских сокровищ. Кое-какие успехи на этот раз были достигнуты. Во-первых, обнаружены приметы клада: камень с высеченным на нем знаком, остатки плотины, близ которой, по слухам, должна была находиться затопленная лодка с золотом.

Возможно, Ящерову удалось бы разыскать клад, но вспыхнула Русско-японская война. Отставной ротмистр пошел на сверхсрочную службу, уехал на Дальний Восток и погиб где-то в Маньчжурии.

Последние поиски были предприняты в 1914 году, но уже в Царицыне, близ церкви Святой Троицы. Тогда здесь образовался провал глубиной в четыре метра. На дне его оказались гробы и скелеты. Вспомнили, что здесь был подземный ход, сооруженный еще во времена Степана Разина и идущий от церкви до Волги. Сюда приставали груженные драгоценным добром струги грозного атамана. Начали искать -- и опять никакого результата.

Есть еще один "адрес" клада. Это знаменитый Царев курган близ устья реки Сок, притока Волги -- огромный высокий холм. Он поднимается на высоту 100 метров. В нем есть таинственные подземные ходы. Русский путешественник И.И. Лепехин, посетивший этот курган в 1768 году, писал: "Приметы заставляют думать, что сия громада взворочена человеческими силами, и утверждают, что славный некогда по волжским окрестностям грабитель Стенька Разин соорудил сию достопамятную громаду, которая ему во многих случаях, а особливо в полую воду, служила защитою и убежищем". В Саратовской губернии была и так называемая Стенькина пещера на реке Увековке. Нашли там монеты и вещи татарского обихода.

Наконец, можно рассказать еще об одном эпизоде. Участник Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Г.И. Бессонов писал, что во время боев в районе Сталинграда после налета бомбардировщиков Геринга осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно в ряд. Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам. Прошел слух, что это клад "волжских разбойников" самого Стеньки Разина. Кое-кто попытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался противником. А вскоре после очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег. Бои шли тяжелые, и вскоре началось наступление на группировку Паулюса. О кладе быстро забыли.

Действительно, в рассказе фронтовика присутствует важная историческая деталь: достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые, "порченые" пушки, забивал ствол кляпом, закапывал на берегу Волги; ставился памятный знак или ориентир, и само место, и описание его заносились в "грамотку", дабы при необходимости это место можно было отыскать.

В 1989 году неожиданно обнаружилось новое свидетельство. Редакция газеты "Комсомольская правда" получила от своего читателя из Витебской области письмо. Этот читатель (подписался "М.К.") сообщал, что в 1942 году стал обладателем важных документов, принадлежавших немецкому офицеру. В них говорится о сокровищах Золотой Орды, некогда закопанных за Волгой, и указаны точные места. "В тех же бумагах я обнаружил, -- писал М.К., -- место нахождения на одном из островов Дона сокровища Степана Разина".

Какой же вывод? Думается, один: никто еще серьезно кладов Разина не искал. И хотя рассказов о них много, ни один до сих пор так и не найден. Историки тоже не отрицают фактов существования "кладов разбойника Разина". Восставшие взяли приступом несколько городов, при этом экспроприировали значительные материальные ценности, поэтому вполне уместен вопрос: куда делись все те богатства, что попали в руки Разина?

В памяти народной до наших дней сохранилось много мест, связанных с именем атамана Степана Разина, особенно на правом берегу Волги. Туристам экскурсоводы часто показывают Стенькины бугры. Стоя на палубе теплохода, можно слышать: "Тут Стенька станом стоял, здесь, по преданию, шапку оставил. Так и зовут теперь это место -- Стенькина шапка. На том бугре Стенька стольничал, говорят, там клад положен". Например, близ деревни Банновки, между селом Золотым и устьем Большого Еруслана (Саратовской области) обрыв к Волге носит название Бугра Стеньки Разина. По преданию, один клад спрятан возле села Шатроманы в Симбирской губернии. Другой клад находится близ села Песковатовки в Царицынском уезде, причем говорят, что спрятан там в кургане целый корабль, доверху наполненный золотом, заведенный туда во время половодья сподвижником Степана Усом. Еще рассказывают про клад в Саратовской губернии, заложенный неподалеку от устья реки Большого Еруслана под бугром Разина. А может быть, сокровища спрятаны там, где атаман пленников своих держал -- в ущелье Дурман (или по-другому Стенькина Тюрьма), неподалеку от города Камышина. Еще говорят, что на Дону или на Волге есть Настина гора -- курган, где похоронил Степан свою возлюбленную и закопал там же сокровища несметные...

Получается, что лежат они все еще в тайниках, ждут своих открывателей.
Источник
Сеть фирменных магазинов металлоискателей.
Единый телефон 8 912 337 3333 . http://www.mdregion.ru
Адрес в г.Астрахань ул.Красная набережная 37 офис 610,
Телефон в Астрахани 8 927 282 47 24 http://md30.su/
Аватар пользователя
Алекс
Модератор
 
Пункты репутации: 168
Сообщений: 352
На форуме с: 10 ноя 2012, 13:18
Мне сказали Спасибо: 70 раз.

Вернуться в Кладоискательские байки


    Юг Клад - форум Кладоискателей и Нумизматов Юга России
cron